воскресенье, 30 сентября 2018 г.

5 класс: Басня

   Уважаемые пятиклассники! На уроках литературы мы с вами будем изучать басни. Поговорим о том, что называется басней, из каких частей состоит басня (т.е. нужно знать композицию этого жанра).
   Предлагаю вашему вниманию видеоурок. Посмотрев его, каждый из вас легко ответит на вопрос о басне, о создателях басен.
   Как вы, наверное, узнали, басни создавал не только известный вам с уроков литературного чтения Иван Андреевич Крылов. Какие имена баснописцев вам запомнились?
   Конечно, мы будем читать на уроках и басни И.А.Крылова. Предлагаю вспомнить эти удивительные произведения через... некоторые мультфильмы.

"Стрекоза и Муравей"

"Ворона и Лисица", "Кукушка и Петух"

"Квартет"

"Лебедь, Щука и Рак"

"Слон и Моська"

"Мартышка и очки"

   Прочитайте басню Эзопа "Муравей и жук".
   В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму. Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.
   На какую басню И.А.Крылова похожа басня Эзопа? Правильно: "Стрекоза и Муравей". И.А.Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню. Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). 
   Предлагаю вам подумать над вопросами (ответьте устно).
- Почему эти басни можно сравнивать?
- Какая басня написана стихами, какая - прозой?
- Кто герои басен?
- Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?
- Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.
- Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?
- В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?
- Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека? (ответ здесь)
- Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей».
- Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык. Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”.
- Точные и краткие изречения (афоризмы) из басен И.А.Крылова вошли в сокровищницу русского языка. Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?
Домашнее задание к 8 октября 2018 г.:
1. Инсценировка любой басни И.А.Крылова (работаем в группах, приветствуется творческий подход).
2. Письменное задание (на выбор):
2.1. Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения. (Помогут вам записать свои суждения устные вопросы по басне "Стрекоза и Муравей".)
Петух и алмаз
   Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп) 

Петух и Жемчужное зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.................................................
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)

Невежа (грубый, невоспитанный человек);
невежда (малообразованный, малосведущий человек).

2.2. Сочинить басню.
3. По желанию: иллюстрация к любой басне.

2 комментария:

  1. Спасибо Ольга Николаевна за очень интересное задание (Сева Шухров)

    ОтветитьУдалить

Уважаемые друзья! Буду рада вопросам и просто комментариям!